Как транспортной компании снизить себестоимость перевозок
В грузоперевозках высокая конкуренция, а рентабельность компаний не превышает 5%. Попытки привлечь клиентов за счет демпинга без повышения эффективности приводят к краху малых игроков и работе в убыток крупных.
Рынок грузовых перевозок переполнен и сильно фрагментирован. Большинство — 60% транспортных компаний на рынке — это малый бизнес с автопарком до пяти машин. Любой желающий может купить или взять в лизинг фуру и заняться перевозками. Но и малый бизнес, и крупные компании сталкиваются с одинаковыми проблемами: высокая конкуренция и не очень высокая рентабельность бизнеса — не более 5%.
Себестоимость и пробег — ключевые факторы
При оценке эффективности транспортной компании в первую очередь стоит говорить о себестоимости километра пути и о ежемесячном пробеге машины. Себестоимость складывается из многих факторов, самые значимые из них — это расход топлива, износ и ремонт техники. Средняя себестоимость километра пути по рынку составляет 36 руб./км. Снижение этого показателя — ключевой фактор как для повышения эффективности бизнеса, так и для привлечения клиентов за счет более выгодных условий, чем у конкурентов.
В то же время чем большее расстояние каждая машина проезжает в месяц, тем выше прибыль компании. По моим подсчетам, ежемесячное увеличение пробега машины на 1 тыс. км дает увеличение прибыли вплоть до 11,85 тыс. руб. в месяц. На пробег главным образом влияют простои машины по разным причинам (заправки, остановки в дорогах, аварии, ремонты).
Получается, что транспортным компаниям необходимо решить две задачи:
• оптимизировать структуру затрат и «размыть» таким образом постоянные издержки при увеличении пробега;
• оптимизировать переменные издержки: расходы на топливо, фонд оплаты труда (ФОТ) водителей, расходы на ремонт.
• оптимизировать переменные издержки: расходы на топливо, фонд оплаты труда (ФОТ) водителей, расходы на ремонт.
Вот несколько способов того, как можно сократить издержки и увеличить пробег машин с помощью ИT и телематики.
1. Сократить потери времени на АЗС
В любой транспортной компании примерно 46% расходов — это постоянные расходы на офис, ФОТ менеджмента и бэк-офиса, обеспечение операционной деятельности и амортизацию автопарка. При этом транспорт и все сопутствующие расходы относятся к переменным издержкам — это 54%. Треть от переменных расходов любой транспортной компании составляют расходы на топливо.
В автопарках транспортных компаний преобладают автомобили с баком объемом от 350 л. Как правило, заправляют неполный бак — половину или даже четверть. Так компании пытаются предотвратить хищения топлива или денег с топливных карт. Но из-за этого водителям приходится чаще останавливаться на заправках. Остановка на заправке отнимает у водителя до 30 минут, в которые он мог бы ехать. При этом те же полчаса занимала бы заправка до полного бака. Кроме того, из-за частых заправок дополнительно изнашиваются тормозные колодки при съезде и выезде машины с АЗС, а также тратится топливо. Мелочей в бизнесе не бывает, и если вы хотите действительно добиться эффективности, учитывать нужно все.
Если разрешить водителям заправляться до полного бака, то они в два раза реже будут останавливаться на АЗС. Например, средний расход «КамАЗа» — 30 л на 100 км, а средний пробег на рынке — 17 тыс. км в месяц. Получается, в среднем ежемесячно на одной машине бак заправляется на 5,5 тыс. л топлива. До полного бака можно заправиться 15–17 раз в месяц. Если машина заливает бак наполовину, то таких заправок будет уже до 34. Каждая остановка на АЗС занимает примерно 30 минут, 34 остановки — это 17 часов в месяц. Если сократить число заправок в два раза, высвободится 8,5 часа. При средней скорости на маршруте 70 км/ч (без учета остановок) дополнительный пробег каждого автомобиля составит 595 км, а дополнительная выручка — 21, 7 тыс. руб. в месяц с одной машины.
Что нужно сделать
Проблему контроля расхода топлива решит установка датчиков уровня топлива и, если нужно, видеотерминалов.
2. Сократить потери топлива на АЗС
В августе 2019 года мы совместно с Федерацией автовладельцев России провели исследование по АЗС Московской области. Выяснилось, что как минимум на трети АЗС водители из-за недолива топлива переплачивают за топливо до 5%. Для владельцев легковых автомобилей такие потери практически незаметны, но для транспортных компаний эти потери ежегодно выливаются в миллионы рублей.
Средний объем топлива, который заправляет один грузовик, составляет 2,5 тыс. л в месяц, или около 112,5 тыс. руб., 1,35 млн руб. в год при стоимости дизельного топлива 45 руб./л. При небольшом недоливе с одного грузовика можно потерять до 22,5 тыс. руб., а в масштабах автопарка хотя бы в 50 машин — свыше 1 млн руб. в год.
Что нужно сделать
Проблему недолива топлива можно решить с помощью все тех же датчиков контроля расхода топлива, а также с помощью решений, которые позволяют оптимизировать выбор заправок. Правда, не всегда возможно точно измерить объем топлива, которое заправляют на АЗС. На точность показаний влияют свойства топлива, тип сырья, присадки, температура и даже время года. Из-за этого погрешность обычных емкостных датчиков достигает 3%, а в отдельных случаях — от 11 до 30%. Очевидно, будущее за технологией автоподстройки датчиков под различные типы горючего, которая обеспечивала бы точность не менее 99,5%. С помощью такого оборудования бизнес будет получать точную информацию об объемах заправок.
3. Внедрить систему бережливого вождения
Еще больше экономить топливо позволит внедрение системы бережливого вождения. Регулярное превышение скорости приводит к повышенному расходу топлива, а бережливое вождение позволяет снизить его на 8–10%. Однако расход топлива в случае с бережливым вождением далеко не главный параметр, который можно улучшить.
При агрессивной манере вождения и нарушении скоростного режима на 35% возрастает вероятность тяжелых аварий. Это серьезная цифра. Но даже без аварий резкие разгон и торможение, превышение скорости, работа двигателя на повышенных оборотах приводят к увеличению стоимости ремонтов и обслуживания ТС. Ведь от качества вождения зависят не только расход топлива, но и расход резины, колодок, срок службы амортизаторов, трансмиссии и АКПП, двигателя и так далее. В общей сложности влияние этих факторов достигает 3% от годовой валовой прибыли с одной машины (среднее значение по рынку — 7 млн руб. в год). Кроме того, из-за неаккуратной езды водителей транспортной компании приходится чаще обновлять автопарк. Как правило, компании продают старые машины, а их цена прямо зависит от состояния.
Что нужно сделать
С помощью технологий можно контролировать совершенно разные метрики вождения: резкое торможение и разгон, вождение на высокой скорости по бездорожью, превышение скорости и так далее. Контроль дисциплины вождения приводит к более плавному и более безопасному вождению. Помимо прочего, снижается риск как небольших, так и тяжелых аварий с утратой машины и груза.
В цифрах картина нагляднее. Стоимость ремонта составляет 1,23 руб. на 1 км. При бережливом вождении количество ремонтов снижается на 25%. Это приводит к экономии в 30 коп. на 1 км — получается экономия на ремонте 4,3 тыс. руб. в месяц на одну машину. При крупных масштабах бизнеса, например при автопарке, насчитывающем 50 машин, экономия только на этом участке составляет 2,58 млн руб. в год.
Таким образом, при внедрении систем контроля расхода топлива и бережливого вождения возникает эффект домино. Количество заправок снижается, количество ремонтов и их стоимость сокращаются, расходы на топливо уменьшаются. В результате высвобождается дополнительное время для увеличения пробега и вырастает выручка с одной машины. А в конце срока эксплуатации грузовик находится в лучшем состоянии, и его можно продать дороже, чем обычно.
4. Назначать на одну машину двух водителей, работающих посменно
Многие компании предпочитают работать по схеме «одна машина — один водитель». Кажется, что это проще и дешевле. Но это вовсе не так. Если один водитель управляет грузовиком свыше десяти часов, вероятность аварии растет. В реальности водители, желая сделать километраж и больше заработать, часто едут непрерывно 14 и более часов.
При схеме работы с двумя водителями на одной машине, учитывая соблюдение режима труда и отдыха, предельно возможное время вождения двух водителей составляет 16 часов в сутки. Остается еще 8 часов на простои по разным причинам (работа на складе, заправки, остановки в пути и пр.). В итоге пробег увеличивается минимум в два раза, при этом риск аварий снижается.
Что нужно сделать
Необходимо помнить о человеческом факторе. Если грузовиком управляют попеременно два водителя, возникает риск небрежного отношения к «не своей машине». Здесь мы снова возвращаемся к необходимости контроля бережливого вождения. А с помощью видеотерминалов можно в том числе контролировать соблюдение режима труда и отдыха.
Что еще важно знать
Благодаря внедрению технологий компании могут снизить цены на свои услуги без ущерба для прибыли. Увеличение пробега в два раза позволит соразмерно увеличить выручку, и это при том, что цена за услуги будет ниже, чем у конкурентов. Компании могут попробовать с помощью понижения цены увеличить свою долю на рынке либо сосредоточиться на максимизации прибыли, так как увеличение пробега позволит выполнять тот же объем заказов меньшим количеством машин и окупить инвестиции в цифровизацию автопарка за 3–6 месяцев.
Правда, чем крупнее компания, тем более сложные решения ей нужны. Если на базовом уровне достаточно телематического оборудования и базового функционала для мониторинга транспорта, то с ростом бизнеса нужно контролировать и синхронизировать работу персонала: водителя, диспетчера, логиста, механика, начальника колонны. Водитель может работать с телематическим блоком, с набором датчиков и мобильным телефоном с коммуникатором, а офисному персоналу потребуется специальное веб-решение и мобильное приложение, которые могут информировать о разных событиях во время перевозки. Для синхронизации работы сотрудников на рынке есть MES-платформы (Manufacturing Execution System, система управления производственными процессами). Они отвечают за все бизнес-процессы и анализируют работу компании в режиме реального времени, коммуницируют с людьми и физическими объектами, сравнивая действия персонала, бизнес-процессы и метрики физических объектов.
Подробнее на РБК:
https://pro.rbc.ru/news/5def0a039a7947067678b3d9
https://pro.rbc.ru/news/5def0a039a7947067678b3d9
Другие статьи

26 сентября 2019
Три ключевые проблемы транспортной отрасли

31 июля 2019
Omnicomm вошел в ТОП-10 крупнейших поставщиков IT для транспортных компаний по итогам 2018 года

26 июля 2019
Телематика сделает транспорт частью «умного» города

06 июня 2019
Как купить миллиард за три миллиона

10 апреля 2019
Инвестиции в транспортную телематику в размере 3 миллионов рублей увеличивают чистую прибыль транспортной компании в 2 раза

05 октября 2017
Бензин накачают акцизами