OMNICOMM
127055, Москва, ул. Бутырский Вал, д. 68/70, стр 1, бизнес-центр «Baker Plaza», офис 15.
показать на карте
  • Категория статьи
  • Годы публикации
Фильтры категории
  • Категория статьи
  • Годы публикации

Как купить миллиард за три миллиона


Как с помощью цифровизации повысить экономическую эффективность автопарка

Достаточно правильно контролировать три параметра: расход топлива, пробег и качество вождения.

Средняя маржинальность транспортного бизнеса, который владеет, например, 100 большегрузными транспортными средствами, составляет 5%. Чтобы увеличить прибыль вдвое, руководству компании пришлось бы инвестировать в течение четырех лет около 1 млрд рублей в дополнительную закупку и обслуживание 100 единиц техники. Но такого же результата можно добиться значительно быстрее и дешевле за счет инвестиций до 3 млн руб. в цифровизацию автопарка. С помощью нее можно быстро обнаружить болевые точки бизнеса и превратить их в точки роста. Вот пять примеров цифровых решений для автопарка компании, с помощью которых можно резко повысить эффективность.

1. Контроль расхода топлива
Содержание транспортного парка предполагает высокие расходы, как постоянные, так и переменные. В переменных издержках более 50% приходятся на топливо. Неправильный расчет его расхода приводит к нарушению всей экономики, связанной с транспортом компании. Например, чтобы скрыть нецелевое использование топлива, водитель «скручивает» пробег по одометру. А компания, ориентируясь на неверные данные о пробеге, еще и тратит больше на техническое обслуживание транспорта, чем необходимо по факту.

С помощью датчиков расхода топлива можно контролировать этот параметр. Однако на точность измерения могут влиять климатические условия. Так, низкие температуры (-40 -60°С) и резкие перепады значений в течение дня влияют на качество измерения ключевых параметров.  При высоких температурах (45-50°С и выше) тепловое расширение топлива также приводит к неточному измерению текущего остатка в баке. Бездорожье тоже может негативно повлиять на измерения, так как уровень топлива в баке постоянно колеблется и оценить его реальный расход тяжело.

Специальные датчики расхода топлива и другое оборудование могут работать в условиях как низких, так и высоких температур и сглаживать колебания топлива на графике, давая более точную картину расхода. Инвестиции в подобный проект могут быть разными, так как зависят от многих составляющих. Например, установка оборудования на 2000 транспортных средств обошлась горнодобывающей компании в $2 млн, но без учета затрат на сервисное обслуживание. В итоге ежегодная экономия расходов на топливо достигает более $5 млн.

2. Анализ эффективности автопарка
Другая распространенная проблема ‒ неэффективное использование автопарка. Например, международная логистическая компания на одной конференции заявила, что меняет машины каждые 8 лет или через 300 тыс. км пробега. Получается, что средний показатель пробега в год ‒ 37,5 тыс. км, что очень мало для коммерческого транспорта, ведь средние показатели на рынке ‒ 170 000 тыс. км. На самом деле при таком низком пробеге себестоимость самих перевозок увеличивается. В таком случае в 4-5 раз было бы выгоднее привлекать наемный транспорт. Либо менять схему логистики, чтобы увеличить пробег и сделать систему более эффективной. Установка специальных датчиков и сбор и анализ данных с помощью специального ПО позволяет более эффективно распределять нагрузку между машинами автопарка.

3. Контроль соблюдения скоростного режима для перевозки хрупких грузов
Автопроизводители стараются выстраивать бизнес-процессы таким образом, чтобы исключить риск остановки сборочной линии из-за сбоев в логистике. Им часто требуется своевременная доставка, например, комплектующих. Также компании уделяют особое внимание условиям доставки. Перевозка ряда компонентов (бамперов, фронт-эндов, частей подвески) требует строгого соблюдения скоростного режима – не более 50 км/час. Согласно контрактам с автопроизводителями, цена ошибки логистического оператора может достигать нескольких миллионов долларов. Поэтому логистический партнер должен решить несколько задач: прозрачный контроль условий хранения комплектующих на складе, соблюдение требований автопроизводителей при транспортировке, бесперебойная доставка компонентов в соответствии с графиком работы сборочной линии и прозрачная отчетность перед клиентом. Для решения таких задач сегодня разработаны навигационные терминалы и платформы онлайн-мониторинга транспорта. Причем подобные системы внедряются не только на B2B, но и на B2C-рынках. Телематические платформы позволяют отслеживать время на выполнение каждого заказа, выстраивать оптимальный маршрут доставки между двумя точками, выбирать кратчайшие пути даже в условиях плотного городского трафика.   В среднем маршрутный лист каждого водителя обычной курьерской службы насчитывает до 20 адресов. Даже сэкономив минуту, уже можно запланировать еще один адрес для доставки. В итоге появляется возможность выполнить большее число заказов, не увеличивая автопарк.

4. Контроль манеры вождения
В транспортном бизнесе валовая прибыль на единицу грузовой техники в среднем составляет около 7 млн руб. в год при пробеге 170 000 км. Поломки и ремонты неизбежны, но при бережливом вождении (без резких маневров, резких увеличений и сбросов скорости и проч.) затраты на ремонт автопарка не превысят 3% годовой валовой прибыли. Если же водитель применяет агрессивный стиль вождения, резко разгоняется и тормозит, затраты на ремонт в первый же год эксплуатации машины могут достигать уже 6%. На второй год эксплуатации на ремонт грузовика при бережливом вождении компания потратит не более 4% валовой прибыли – или до 8%, если за рулем лихач. Оценить манеру вождения каждого водителя поможет телеметрия. Система онлайн-мониторинга транспорта позволяет отследить опасные маневры водителей. Водителей-лихачей следует обучить более безопасной манере вождения.

5. Контроль перегрузок.
С начала 2019 г. перевозчики начали получать штрафы ГИБДД за превышение допустимой нагрузки на ось транспортного средства. Эти штрафы составляют минимум 150 000 руб. за одну машину. Для больших автопарков такие штрафы разорительны. И чтобы избежать штрафов, перевозчики отправляют в рейс машины с неполной загрузкой – и недополучают выручку. А с помощью программного обеспечения и телематики можно оптимизировать загрузку машин и спрогнозировать возможные штрафы. И при этом сэкономить: по закону при оплате штрафа в 20-дневный срок с даты вынесения постановления полагается скидка в 50%.



Другие статьи