Как сервис «Безопасное вождение» позволяет сократить расходы на штрафы, а также затраты на ТО и ремонт
28 Октября 2019
Излишняя уверенность в себе вырабатывает у водителя плохие привычки, которые нуждаются в постоянной корректировке. Решить проблему призваны программы контроля безопасности вождения, предлагаемые разработчиками и поставщиками систем мониторинга транспорта.


Сервисы под условным названием «контроль опасного вождения» предлагаются в составе комплексного решения по управлению автопарком. Системные платформы, позволяющие в режиме онлайн не только контролировать работу всего автопредприятия, но и оценивать профессионализм каждого водителя, сегодня имеют большой спрос на рынке. Причиной тому – потребность в сокращении производственных издержек. Транспортную телематику продвигают как сами автопроизводители, так и независимые компании-разработчики. Причем, ниша последних достаточно активно развивается, лишним подтверждением тому стала выставка Comtrans`2019 – именно она, по мнению экспертов, дала новый толчок в развитии систем телематики для моно- и мультбрендовых парков.


Сегодня на российском рынке сложился пул независимых операторов, задающих тон в разных сегментах мониторинга. В этот пул входят такие компании как Omnicomm, ГК «СКАУТ», «ТехноКом», «МониторингАвто» и ряд других, специализирующихся на разработке и производстве оборудования, программного обеспечения для телематики, аккумулировании данных, их обработке и предоставлении клиентам результатов анализа. Это рынок еще в начале своего развития, и ожидается его активный рост в ближайшие годы — клиенты уже готовы принять систему, которая независимо оценивает действия водителя, понимая, что все это способствует сокращению эксплуатационных расходов.


«Изначально мы следили за самыми простыми вещами: где находится машина, сколько потребляется топлива, в каком режиме работает двигатель – это было примерно 20 лет назад, - комментирует Алексей Краснопольский, директор по продукту компании Omnicomm. – Со временем технологии ушли далеко вперед, значительно расширился функционал датчиков, систем. Стало понятно, что в облаке хранится достаточно много полезной информации о машине. Дело за малым – правильно ее применить. Так, собственно и родилась идея помочь нашим клиентам-перевозчикам искоренить плохие привычки водителей».


Сервис «Безопасное вождение» в портфеле Omnicomm считается сравнительно новым продуктом – его предложили рынку в 2017 году. Тем интереснее нам было изучить этот пример в деталях. Ключевым элементом аппаратной части системы является акселерометр – датчик, измеряющий ускорение по трем осям, отслеживающий крены, разгоны, торможения, резкие повороты и прочие факторы. В результате повышается риск аварии и снижается срок эксплуатации транспортных средств. Поскольку указанный элемент изначально входит в состав бортового терминала системы мониторинга, никаких дополнительных элементов для запуска системы в работу не потребуется.


Наибольшая экономическая эффективность достигается на предприятиях с парком 20 и более транспортных средств, она, будет выражаться в сокращении количества ДТП, а вместе с этим – в уменьшении расходов на страхование, штрафы и ремонты. Вот как это выглядит в цифрах, представленных аналитиками Omnicomm. В транспортном бизнесе валовая прибыль в сегменте грузовой техники составляет более 7 млн рублей в год на одно транспортное средство (при среднем пробеге 170 тыс. км). Понятно, что поломки в любом случае неизбежны. Однако при бережливом вождении затраты на ремонт не превышают 3% от годовой валовой прибыли. А если водитель сохраняет агрессивный стиль вождения, то возрастает риск аварий и затраты на ремонт вырастут до 6% от годовой валовой прибыли.


Для оценки действий водителя бортовой терминал имеет доступ практически ко всему объему данных, генерируемых автомобилем: оборотам двигателя, скорости автомобиля, включению-выключению сцепления и тормозов, нажатию на педаль акселератора, температуре охлаждающей жидкости, круиз-контролю. Кроме этого система учитывает реальные ограничения скорости на разных участках дорог для каждого типа транспортного средства (информация берется из сервиса графа дорог). Также контролируется использование фар и ремня безопасности.


«Чем больше сенсоров и потоков информации включится в облако, тем шире область распознания плохих привычек, – объясняет Алексей Краснопольский (Omnicomm). Например, последнее время у нас активно внедряется видеоаналитика». В кабину грузовика может быть установлена несколько IP-камер, cфокусированных на дорогу, обочину и кресло водителя. Бортовой накопитель Omnicomm OKO записывает видео непрерывно, в том числе в режиме ночной съемки, а на удаленный сервер с настраиваемой периодичностью отправляются его фрагменты, которые затем обрабатываются нейронной сетью. Метод позволяет определить пристегнут ли водитель ремнем безопасности, разговаривает ли он по телефону, часто ли отвлекается от дороги.


Осведомлен, значит вооружен, – говорят в Omnicomm. Плохие привычки могут быть типовыми и индивидуальными, с учетом дополнительных условий или погодной, дорожной обстановки в момент нарушения. Чтобы представить информацию пользователю в понятном виде компания составила набор шаблонов. Быстрая езда по неровной дороге, резкие разгоны и торможения, вхождение в поворот на большой скорости – 10-15 шаблонов нарушения правил вполне могут составить общую картину езды, даже если речь идет о специфической транспортной работе, например, перевозке опасных грузов. Впрочем, «Безопасное вождение» – это гибкий инструмент, позволяющий легко подстроиться под задачи конкретной транспортной компании. Пользователю доступна статистика по количеству допущенных нарушений каждого типа с указанием локации: город, загород, автомагистрали. Работает это следующим образом: Для каждого нарушения назначается штрафной балл. Также можно усложнить начисление штрафных баллов, за счет добавления дополнительных условий и коэффициентов. Например, за нарушение скорости будет начислено 100 баллов, а если водитель превысил скорость в гололед, то с учетом коэффициента будет назначено 200 баллов. На основании этих результатов к водителям может быть применена система мотивации. Сложно ли работать с такой системой? Совсем нет. Поскольку сервис работает как приложение к базовой программе мониторинга никакого дополнительного оборудования не требуется.


Последние исследования аварийности в сегменте коммерческого транспорта по-прежнему называют человеческий фактор одной из причин ДТП. Хорошая новость в том, что крупные транспортные компании все чаще стали формировать корпоративный идеал водителя. Развитие сервиса «Безопасное вождение» лишнее тому подтверждение.


«Программу «Безопасное вождение» мы вывели на рынок 1,5 года назад. Причем, старт сделали поэтапно. Вначале предложили сервис узкому кругу пользователей – тех, кто нас сам об этом попросил. Потом собрали отзывы, внесли небольшие корректировки, и теперь предлагаем продукт всем желающим. Но при этом продукт постоянно дорабатывается и улучшается. Стремимся к совершенству. Хочу сказать, что доля клиентов, которые расширили базовый пакет мониторинга, включив в него «Безопасное вождение» растет прямо на глазах. За те 1,5 года с момента старта программы мы подключили к ней примерно 10% от всего обслуживаемого парка. Полагаю, что в 2020 году доля пользователей услуги вырастет до 30%».
Алексей Краснопольский, директор по продукту компании Omnicomm
«Мы проводили собственный опрос среди перевозчиков о востребованности тех или иных функций системы мониторинга. Получилась очень любопытная картина. Более половины опрошенных (55-57%) назвали в качестве основных приоритетов сокращение расходов на выплату штрафов, а еще уменьшение затрат на ТО и ремонт благодаря исключению агрессивной езды и сокращения аварийности.
Отвечая на пожелания своих клиентов Omnicomm разработал новый сервис, информирующий перевозчика о штрафах ПДД по всему автопарку. Пользуясь нашей системой клиент в лице диспетчера или сотрудника службы безопасности всегда может проверить наличие зарегистрированных нарушений и их статус, вовремя оплатить штраф со скидкой или обжаловать в установленные сроки. Сейчас данная услуга предлагается по запросу. В дальнейшем будем предлагать ее всем желающим».
Анна Нутфуллина, менеджер продукта компании Omnicomm