Исполнение государственных контрактов в условиях кризиса и санкций
Государство активно принимает меры – решения, указы, законы и постановления – чтобы поддержать бизнес в условиях постоянно меняющихся условий работы с внешним миром. Часть государственной поддержки касается госзаказа.
Обычно под словами госзаказ, тендеры и госзакупки имеются в виду закупки заказчиков в рамках специальных законов: 44-ФЗ и 223-ФЗ. О них сейчас и пойдет речь. Основные изменения внесены Федеральным законом №46 от 04.03.2022 и рядом постановлений Правительства.
Некоторые принимаемые меры относятся исключительно к заказчикам, мы же разберем только те, которые могут помочь нам, исполнителям и поставщикам.
Глобально меры поддержки поставщиков госзаказа можно поделить на две категории:
- Возможность изменения существенных условий контрактов
- Освобождение от уплаты неустоек.
Возможность изменения существенных условий контрактов
К существенным условиям относятся предмет закупки, цена, сроки исполнения, ответственность сторон, порядок оплаты.
На первый взгляд новые меры выглядят очень обнадеживающе, но на самом деле все не так радужно, как кажется.
Во-первых, речь идет исключительно о закупках по 44-ФЗ, поскольку именно он жестко регулирует правила заключения, исполнения и расторжения контракта. 223-ФЗ имеет другую структуру и все условия в отношении договорной работы описываются каждым заказчиком в собственном положении о закупках.
Во-вторых, изменить существенные условия контакта по желанию заказчика или поставщика невозможно. Для такого изменения необходимо решение органа власти в отношении каждого контракта, с доказательной базой невозможности его исполнения.
Аналогичные меры поддержки в период сложностей с поставками в 2020 году, в разгар борьбы с распространением коронавирусной инфекции, в нашей сфере не работали. Были счастливые исключения в масштабных проектах, но, увы, это не наш случай. Поэтому вычеркиваем.
Существует мнение, что можно расторгнуть договор по соглашению сторон. Но, если мы ориентируемся на нормы законодательства, то таких оснований нет. Заказчики заинтересованы получить товар и услугу в полном соответствии с договором, а расторжение по соглашению сторон влечет за собой размещение новой закупки и заключение нового договора с совсем другими ценами. А значит, влечет за собой расходование бюджетных средств, которое нужно обосновывать и отвечать на закономерные вопросы финансовых контролеров о причинах такого решения. Ясно, что ни один здравомыслящий заказчик этого не захочет.
Еще более невероятным является убеждение, что можно дополнительным соглашением изменить цену контракта в большую сторону. Нет. Инструмент дополнительного соглашения такого просто не предусматривает.
Остается не так много вариантов.
Например, можно предложить товар с улучшенными характеристиками, который доступен к поставке вместо того, который был указан в вашем контракте и который уже невозможно купить.
Крайней мерой является расторжение договора в одностороннем порядке. А расторжение в одностороннем порядке – это обязанность заказчика отправить информацию о поставщике в ФАС для включения в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) на два года с удержанием суммы обеспечения исполнения контракта. Поэтому важно оценить необходимость такого шага. Возможно, расторжение, потеря суммы обеспечения и неучастие компании в торгах в ближайшей перспективе могут оказаться выгодней, чем исполнение государственного контракта в
текущих условиях.
Справедливости ради, хочется отметить, что одностороннее расторжение контакта не всегда влечет за собой включение поставщика в РНП. Заказчик только направляет данные о недобросовестном поставщике, а решение включать или не включать в реестр принимает ФАС. Практика показывает, что последние пару лет антимонопольная служба вполне лояльна к поставщикам, в случае если им удается
доказать действительную невозможность исполнения контракта.
Самое главное, что нужно помнить – доказательствами невозможности исполнения контракта могут быть признаны физическая невозможность поставки товара, сырья, комплектующих, нахождение их в недружественной стране, закрытие производства, любые другие аналогичные факты. А вот повышение цен, изменение валютного курса, увеличение стоимости хостинга, индексация заработных плат – такими фактами в глазах государства не являются и не являлись никогда. Цена – это риск поставщика, который он осознает, заключая контракт.
Однако напомним, речь только про 44-ФЗ. В рамках 223-ФЗ есть возможность заключить дополнительное соглашение и изменить неисполнимые условия договора. Зачастую заказчик заинтересован в исполнении договора и возможно изменение условий ему выгодней, чем неисполнение и новая процедура закупки.
Освобождение от уплаты неустоек
А вот эту меру призываем учитывать и использовать.
Правительство воспользовалось своим правом устанавливать случаи и порядок списания неустойки (штрафы, пени) и актуализировало Постановление 783 от 04.07.2018.
Поставщик освобождается от уплаты неустойки, если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны. При этом порядок всегда следующий:
Заказчик обязан неустойку начислить, поставщик обязан ее подтвердить актом сверки и направить документы, подтверждающие обоснованность списания неустоек. Опять же, речь идет о том, что договор был не исполнен или ненадлежаще исполнен только потому, что надлежащему исполнению помешали ограничения и новые правила работы, связанные с санкциями. Письма от производителей, свидетельство о форс-мажоре от территориальной ТПП, документы от компаний перевозчиков, зафиксированные таможенные процессы и так далее.
В настоящее время ТПП РФ проводит работу по формированию нормативно-правовой базы и изменению порядка выдачи заключений, учитывающих последствия санкций при исполнении внутрироссийских договоров, в том числе, заключенных с госзаказчиками. Кроме того, есть предложения по внесению изменения в перечень обстоятельств непреодолимой силы Гражданского Кодекса РФ.
Здесь важно понимать, что факт признания неустоек и их списание не снимает с поставщика обязанность исполнить контракт, а только снижает финансовую нагрузку поставщика за несвоевременно или с нарушениями исполненный контракт.
Пени и штрафы заказчика
Отдельно напомним, что любой кризис всегда влечет за собой ряд случаев неоплаты заказчиком уже исполненных контрактов. В этой ситуации не забывайте требовать уплаты неустойки. Войти в положение заказчика и подождать перечисление денежных средств можно, но не всегда оправдано. Зачастую в таких ситуациях от конкретных людей ничего не зависит и велик шанс вовсе не получить оплату по
контракту. Совет прост и очевиден – претензионное письмо с обязательным указанием пени и далее в суд.
Что касается пени, то с учетом высокой ключевой ставки ЦБ, сумма неустойки становится не так мала, как мы к этому привыкли. В любом госконтракте можно найти условия начисления: «Пеня устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от неуплаченной в срок суммы».
Кроме того, при обсуждении своевременности оплаты, нужно знать, что должностные лица заказчиков, работающих по 44-ФЗ, несут административную ответственность за несвоевременную оплату в размере от 30 до 50 тысяч рублей (КоАП РФ Статья 7.32.5). Заказчики, применяющие 223-ФЗ, могут быть оштрафованы за не оплату договоров, заключенных с субъектами малого и среднего предпринимательства на сумму 50–100 тысяч рублей (КоАП РФ Статья 7.32.3).
Закрытая информация
Последнее, на что хотелось бы обратить внимание – новые правила размещения информации в ЕИС у части заказчиков, работающих по 223-ФЗ. В целях безопасности поставщиков и исполнителей, в рамках антисанкционной политики, в открытом доступе не размещается информация о поставщиках, с которым заключает договор заказчик, попавший под санкции иностранных государств. Также на текущий день,
согласно 223-ФЗ и подзаконным актам, не размещаются все закупки, проходящие в соответствии с законодательством о государственной тайне и все закупки в рамках государственного оборонного заказа.
Ссылки на все используемые в статье нормативно-правовые акты:
- Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 №223-ФЗ
- Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 №44-ФЗ
- Федеральный закон от 08.03.2022 №46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
- Постановление Правительства РФ от 4 июля 2018 г. №783 «О списании начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом» (с изменениями и дополнениями)
- Постановление Правления ТПП РФ №173-14 от 23 декабря 2015 года «Положение о порядке свидетельствования Торгово-промышленной палатой Российской Федерации обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор)»
- Постановление Правительства РФ от 10 марта 2022 г. №339 «О случаях осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядке их осуществления»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 06.03.2022 №301 «Об основаниях неразмещения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд сведений о закупках товаров, работ, услуг, информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми заключены договоры»
- «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 №195-ФЗ