Давайте ускоримся: как оптимизировать работу логистов и диспетчеров с помощью интеллектуальной транспортной системы
Невозможно управлять тем, что не контролируешь, а контролировать без автоматизации практически невозможен. У многих транспортных компаний до сих пор нет информационной системы управления перевозками, или она реализована на примитивном уровне. Это усложняет мониторинг и контроль за перевозками, а рост эффективности работы отдела логистики и диспетчеризации и вовсе выглядит чем-то из области фантастики. Но все можно исправить — рассказываем как.
Исписанный заметками блокнот и простейшие таблицы в Excel — стандартные инструменты диспетчера, который не пользуется современными системами мониторинга и контроля за перевозками. Если сотрудники хранят и обмениваются информацией о маршрутах, водителях и грузах только в бумажном виде, перевозчику сложно расти и увеличивать прибыль. Невозможно повысить рентабельность перевозок, если логисты и диспетчеры стабильно тратят основную часть рабочего времени на рутину (и при этом периодически ошибаются), а руководитель отдела не может анализировать текущую ситуацию, учитывать ошибки и делать прогнозы на будущее.
Ситуация сейчас – важная информация постоянно теряется
Автопарки, которые еще не охватила цифровизация, можно разделить на две категории. Первые ведут учет исключительно на бумаге. Вторые ушли чуть дальше — используют Excel или базу 1С. При этом, первые не могут качественно проконтролировать процесс перевозки, а вторые делают выводы и улучшают бизнес-процессы только постфактум. В любом случае хромает контроль и повышаются риски упустить важную информацию.
Диспетчеру приходится самому узнавать, где находится водитель в момент поступления заказа, успевает ли он на загрузку, каким маршрутом будет ехать, сколько будет длиться погрузка, когда водитель отдыхал последний раз и когда ему снова потребуется отдых или заправка. Без электронной системы диспетчеру приходится записывать или запоминать все данные о маршрутах, водителях и автомобилях. Это довольно трудно, а поиск нужной информации занимает много времени. В результате страдает работоспособность и личная эффективность диспетчера, по факту он выполняет много работы, но достигает гораздо меньших результатов, чем мог бы.
Чем поможет оцифровка информации об автомобилях, водителях и маршрутах
Автопарки, которые используют систему мониторинга транспорта (СМТ), успешно решают часть описанных выше проблем, однако все равно не могут в реальном времени контролировать и менять ситуацию на маршруте, получать прогнозы и оптимизировать работу с учетом предыдущих периодов. С этими задачами справится интеллектуальная система управления транспортом — ТМS, которую еще называют «мозговым центром» автопарка.
Этот программный комплекс автоматизирует большую часть работы диспетчера и логиста. Причем решения нового поколения, например, Artifleet TMS идут еще дальше: получают информацию о текущем состоянии автопарка от уже используемой в компании СМТ. Таким образом цифровизация работы транспортной компании становится и всеобъемлющей.
Дополнительного оборудования для интеграции не требуется — из нового будут только программные инструменты: телеметрия с машин в режиме онлайн будет поступать по протоколу EGTS в СМТ, а оттуда в TMS. Поначалу потребуется добавить в систему данные об автопарке, сотрудниках и клиентах. Интеграция из ERP может занимать несколько дней для больших компаний, причем поставщик ТМS обычно сопровождает клиента на этом этапе. Когда данные занесены, можно приступать к планированию рейсов.
Диспетчеру достаточно внести в ТМS основную информацию о рейсе (адреса, название клиента), указать продолжительность загрузки и выгрузки, время подачи автомобиля на погрузку. Оптимальный маршрут система построит сама, поможет выбрать наиболее подходящую из свободных машин или тех, что по расчетам Artifleet TMS скоро смогут принять новый наряд. После сохранения задания диспетчер будет получать оповещения, если что-то пойдет не так: задержится погрузка, водитель опоздает или сделает незапланированную остановку в пути.
Все заинтересованные в этом сотрудники отдела логистики смогут всегда оперативно узнать, где находится любой из автомобилей компании, как долго он пробыл в пути, когда была последняя остановка и насколько хорошо водитель следует маршруту. При этом нагрузка на диспетчеров и логистов снизится: им больше не придется запоминать огромные объемы информации, они быстрее обработают заявки и запросы, в целом — будут работать более продуктивно.
До автоматизации (заявки обрабатывают вручную) |
После автоматизации (заявки вносят в ТМS) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Результаты и сроки внедрения ТМS
Автоматизация на транспорте постепенно перестает быть сложным и дорогим в реализации решением. Наоборот, современные ТМS-системы просты и понятны даже неспециалисту, а для их подключения не нужно покупать дорогостоящее оборудование.
Как изменится работа автопарка после внедрения ТМS:
- На 50–100% увеличится производительность труда диспетчеров и логистов, вырастут KPI.
- Снизится количество ошибок по вине человеческого фактора.
- У руководителя появится дополнительное время на разработку и реализацию стратегических бизнес-целей.
- Вырастет рентабельность грузоперевозок.
Сроки интеграции обычно невелики и напрямую зависят от величины автопарка. Так, ТМS-систему Artifleet может подключить любой автопарк размером от 10 транспортных средств. Сроки внедрения в среднем не превышают трех-пяти дней. Процесс займет меньше времени, если перевозчик вел минимальный учет в Excel или 1С — специалисты Artifleet помогут выполнить пакетный перенос данных за короткое время.